Принцип действия и устройство. 
Синхронная машина может работать в качестве генератора и двигателя. 
Синхронный двигатель выполнен так же, как и синхронный генератор. Его 
обмотка якоря I (рис. 291, а) подключена к источнику трехфазного 
переменного тока; в обмотку возбуждения 2 подается от постороннего 
источника постоянный ток. Благодаря взаимодействию вращающегося 
магнитного поля 4, созданного трехфазной обмоткой якоря, и поля, 
созданного обмоткой возбуждения, возникает электромагнитный момент М 
(рис. 291,б), приводящий ротор 3 во вращение. Однако в синхронном 
двигателе в отличие от асинхронного ротор будет разгоняться до частоты 
вращения n = n1, с которой вращается магнитное поле (до синхронной 
частоты вращения). 
  
Рис.1. Электрическая (а) и электромагнитная (б) схемы синхронного электродвигателя 
  
Объясняется это тем, что ток в 
обмотку ротора подается от постороннего источника, а не индуцируется в 
нем магнитным полем статора и, следовательно, не зависит от частоты 
вращения вала двигателя. Характерной особенностью синхронного двигателя 
является постоянная частота вращения его ротора независимо от нагрузки. 
  
Электромагнитный момент. 
Электромагнитный момент в синхронном 
двигателе возникает в результате взаимодействия магнитного потока ротора
 (потока возбуждения Фв) с вращающимся магнитным полем, создаваемым 
трехфазным током, протекающим по обмотке якоря (потоком якоря Фв). При 
холостом ходе машины оси магнитных полей статора и ротора 
совпадают (рис.2, a). Поэтому электромагнитные силы I, возникающие между
 «полюсами» статора и полюсами ротора, направлены радиально (рис.2, б) и
 электромагнитный момент машины равен нулю. При работе машины в 
двигательном режиме (рис.2, в и г) ее ротор под действием приложенного к
 валу внешнего нагрузочного момента Мвн смещается на некоторый угол 0 
против направления вращения. В этом случае в результате 
электромагнитного взаимодействия между ротором и статором создаются 
электромагнитные силы I, направленные по направлению вращения, т. е. 
образуется вращающий электромагнитный момент М, который стремится 
преодолеть действие внешнего момента Мвн. Максимум момента Мmax 
соответствует углу ? = 90°, когда оси полюсов ротора расположены между 
осями «полюсов» статора. 
  
Если нагрузочный момент Мвн, 
приложенный к валу электродвигателя, станет больше Мmax, то двигатель 
под действием внешнего момента Мвн останавливается; при этом по обмотке 
якоря неподвижного двигателя будет протекать очень большой ток. Этот 
режим называется выпаданием из синхронизма, он является аварийным и не 
должен допускаться. 
  
Рис.2. Электромагнитный момент в синхронной машине, образующийся в различных режимах 
  
При работе машины в генераторном 
режиме (рис. 2, д и е) ротор под действием приложенного к валу внешнего 
момента Мвн смещается на угол ? по направлению вращения. При этом 
создаются электромагнитные силы, направленные против вращения, т. е. 
образуется тормозной электромагнитный момент М. Таким образом, при 
изменении значения и направления внешнего момента на валу ротора Мвн 
изменяется лишь угол ? между осями полей статора и ротора, в то время 
как в асинхронной машине в этом случае изменяется частота вращения 
ротора. 
  
Пуск в ход и регулирование частоты вращения. 
Синхронный двигатель не имеет 
начального пускового момента. Если подключить обмотку якоря к сети 
переменного тока, когда ротор неподвижен, а по обмотке возбуждения 
проходит постоянный ток, то за один период изменения тока 
электромагнитный момент будет дважды менять свое направление, т. е. 
средний момент за период будет равен нулю. Следовательно, для пуска в 
ход синхронного двигателя необходимо разогнать его ротор с помощью 
внешнего момента до частоты вращения, близкой к синхронной. Для этой 
цели применяют метод асинхронного пуска. Синхронный двигатель пускают в 
ход как асинхронный, для чего его снабжают специальной короткозамкнутой 
пусковой обмоткой 3 (рис.3). В полюсные наконечники ротора 2 синхронного
 двигателя закладывают медные или латунные стержни, замкнутые накоротко 
двумя торцовыми кольцами. Пусковая обмотка выполнена подобно беличьей 
клетке асинхронной машины, но занимает лишь часть окружности ротора. В 
некоторых двигателях специальная короткозамкнутая обмотка 
  
 
Рис.3. Схема асинхронного пуска синхронного двигателя.