Принцип действия и устройство.
Синхронная машина может работать в качестве генератора и двигателя.
Синхронный двигатель выполнен так же, как и синхронный генератор. Его
обмотка якоря I (рис. 291, а) подключена к источнику трехфазного
переменного тока; в обмотку возбуждения 2 подается от постороннего
источника постоянный ток. Благодаря взаимодействию вращающегося
магнитного поля 4, созданного трехфазной обмоткой якоря, и поля,
созданного обмоткой возбуждения, возникает электромагнитный момент М
(рис. 291,б), приводящий ротор 3 во вращение. Однако в синхронном
двигателе в отличие от асинхронного ротор будет разгоняться до частоты
вращения n = n1, с которой вращается магнитное поле (до синхронной
частоты вращения).
Рис.1. Электрическая (а) и электромагнитная (б) схемы синхронного электродвигателя
Объясняется это тем, что ток в
обмотку ротора подается от постороннего источника, а не индуцируется в
нем магнитным полем статора и, следовательно, не зависит от частоты
вращения вала двигателя. Характерной особенностью синхронного двигателя
является постоянная частота вращения его ротора независимо от нагрузки.
Электромагнитный момент.
Электромагнитный момент в синхронном
двигателе возникает в результате взаимодействия магнитного потока ротора
(потока возбуждения Фв) с вращающимся магнитным полем, создаваемым
трехфазным током, протекающим по обмотке якоря (потоком якоря Фв). При
холостом ходе машины оси магнитных полей статора и ротора
совпадают (рис.2, a). Поэтому электромагнитные силы I, возникающие между
«полюсами» статора и полюсами ротора, направлены радиально (рис.2, б) и
электромагнитный момент машины равен нулю. При работе машины в
двигательном режиме (рис.2, в и г) ее ротор под действием приложенного к
валу внешнего нагрузочного момента Мвн смещается на некоторый угол 0
против направления вращения. В этом случае в результате
электромагнитного взаимодействия между ротором и статором создаются
электромагнитные силы I, направленные по направлению вращения, т. е.
образуется вращающий электромагнитный момент М, который стремится
преодолеть действие внешнего момента Мвн. Максимум момента Мmax
соответствует углу ? = 90°, когда оси полюсов ротора расположены между
осями «полюсов» статора.
Если нагрузочный момент Мвн,
приложенный к валу электродвигателя, станет больше Мmax, то двигатель
под действием внешнего момента Мвн останавливается; при этом по обмотке
якоря неподвижного двигателя будет протекать очень большой ток. Этот
режим называется выпаданием из синхронизма, он является аварийным и не
должен допускаться.
Рис.2. Электромагнитный момент в синхронной машине, образующийся в различных режимах
При работе машины в генераторном
режиме (рис. 2, д и е) ротор под действием приложенного к валу внешнего
момента Мвн смещается на угол ? по направлению вращения. При этом
создаются электромагнитные силы, направленные против вращения, т. е.
образуется тормозной электромагнитный момент М. Таким образом, при
изменении значения и направления внешнего момента на валу ротора Мвн
изменяется лишь угол ? между осями полей статора и ротора, в то время
как в асинхронной машине в этом случае изменяется частота вращения
ротора.
Пуск в ход и регулирование частоты вращения.
Синхронный двигатель не имеет
начального пускового момента. Если подключить обмотку якоря к сети
переменного тока, когда ротор неподвижен, а по обмотке возбуждения
проходит постоянный ток, то за один период изменения тока
электромагнитный момент будет дважды менять свое направление, т. е.
средний момент за период будет равен нулю. Следовательно, для пуска в
ход синхронного двигателя необходимо разогнать его ротор с помощью
внешнего момента до частоты вращения, близкой к синхронной. Для этой
цели применяют метод асинхронного пуска. Синхронный двигатель пускают в
ход как асинхронный, для чего его снабжают специальной короткозамкнутой
пусковой обмоткой 3 (рис.3). В полюсные наконечники ротора 2 синхронного
двигателя закладывают медные или латунные стержни, замкнутые накоротко
двумя торцовыми кольцами. Пусковая обмотка выполнена подобно беличьей
клетке асинхронной машины, но занимает лишь часть окружности ротора. В
некоторых двигателях специальная короткозамкнутая обмотка
Рис.3. Схема асинхронного пуска синхронного двигателя.