Электродвигатель – это устройство, в котором электрическая энергия преобразуется в механическую.
Принцип действия
В основе работы электродвигателей лежит принцип электромагнитной индукции.
Электродвигатель включает в себя статор (неподвижную часть) и ротор
(якорь, если мы имеем дело с машиной постоянного тока)(подвижную часть).
При помощи электрического тока (либо постоянных магнитов) в
электродвигателе возникают неподвижные и/или вращающиеся магнитные поля.
Статор – это неподвижная, обычно внешняя часть
электродвигателя. Функции статора зависят от типа электродвигателя: он
способен как генерировать неподвижное магнитное поле и состоять из
постоянных магнитов и/или электромагнитов, так и создавать вращающееся
магнитное поле и состоять из обмоток, питаемых переменным током.
Ротор – это подвижная, обычно расположенная внутри статора, часть электродвигателя.
Может содержать в себе:
- постоянные магниты;
- обмотки на сердечнике, через которые протекают электрические токи (подключаемые через щёточно-коллекторный узел);
- короткозамкнутую обмотку («беличье колесо»/«беличья клетка»), токи в которой возникают под действием вращающегося магнитного поля статора).
Благодаря взаимодействию магнитных полей ротора и статора в
электродвигателе возникает вращающий момент, который приводит в движение
ротор двигателя. Так происходит преобразование электрической энергии,
подаваемой на обмотки двигателя, в механическую энергию вращения. Данная
энергия используется с целью привода механизмов в движение.
Подробнее об электродвигателях
Отличительной чертой электродвигателей является свойство обратимости:
любой электрический генератор способен выполнять задачи двигателя и
наоборот, а в любом трансформаторе и электромашинном преобразователе
электрической энергии направление преобразования энергии можно изменить
на обратное. Несмотря на это каждая вращающая машина, как правило,
создана только для одного режима работы (например, в качестве двигателя
или генератора). Таким же образом одна из обмоток трансформатора играет
роль приемника электрической энергии (первичная обмотка), а вторая
отвечает за отдачу энергии(вторичная обмотка). Это дает возможность
наилучшим образом адаптировать электродвигатель для заданных условий
работы и максимально выгодно использовать материалы, т.е. добиться
наибольшей мощности на единицу веса электродвигателя. Процесс преобразования энергии в электродвигателях неразрывно связан с
ее потерями, порожденными перемагничиванием ферромагнитных сердечников,
прохождением тока через проводники, трением в подшипниках и о воздух и
т. д. В связи с этим мощность, потребляемая электродвигателем, всегда
выше отдаваемой мощности, а КПД – меньше 100%. Несмотря на это
электродвигатели в сравнении с тепловыми и другими видами машин,
считаются вполне совершенными преобразователями энергии с достаточно
высокими КПД. Например, в самых мощных электродвигателях КПД достигает
98-99,5%, а в электродвигателях мощностью 10 вт. КПД принимает значения
20-40%. Такие высокие показатели КПД при столь низких мощностях
недостижимы в других видах машин. Электродвигатели получили широкое распространение благодаря целому
ряду своих достоинств, таких как: высокие энергетические показатели,
удобство подачи и отдачи энергии, возможность выполнения
электродвигателей самых разных мощностей, скоростей вращения и, в
довершение всему, удобство обслуживания и легкость в обращении. Энергия, теряемая в электродвигателях, приводит к нагреванию
отдельных их частей. Для того чтобы электродвигатель прослужил как можно
дольше, нагревание должно быть ограничено. Наиболее подвержены
нагреванию электроизоляционные материалы, и в зависимости от их качества
– задаются допустимые уровни нагревания электродвигателей. Также
необходимо позаботиться о создании хороших условий отвода тепла и
охлаждения электродвигателей. С повышением нагрузки электрической машины увеличиваются потери
энергии, растет уровень нагревания машины. В связи с этим максимальная
мощность нагрузки машины определяется в зависимости от допустимой
величины ее нагревания, а также от механической прочности отдельных ее
частей, условий токосъема на скользящих контактах и т.д. Напряженность
режима работы электродвигателей переменного тока по отношению к
электромагнитным нагрузкам (величине магнитной индукции, плотности тока и
т.д.), потерям энергии и нагреванию определяется не активной, а полной
мощностью, т.к. величина магнитного потока в машине зависит от полного
напряжения, а не от его активной части. Полезная мощность,
предусмотренная для электрической машины, носит название номинальной.
Остальные величины, которые также характеризуют работу электродвигателя
при данной мощности - также называются номинальными. Среди них
номинальные ток, напряжение, скорость вращения, КПД и др. величины(для
машины переменного тока – номинальные частота и коэффициент мощности). Основные номинальные величины прописываются в паспортной таблице,
прикрепленной к машине. Считается, что номинальной мощностью у
двигателя служит полезная мощность на его валу, а у генератора –
электрическая мощность, отдаваемая с его выходных зажимов. Тем временем
для генераторов переменного тока дается или полная, или активная
номинальная мощность. Все технико-экономические данные и требования для
электрических машин устанавливаются в России государственными
стандартами (ГОСТ) на электродвигатели. Номинальные напряжения электродвигателей сопоставлены в ГОСТ
стандартным номинальным напряжениям электрических сетей. В то же время
номинальные напряжения электрических двигателей и первичных обмоток
трансформаторов считаются равными стандартным напряжениям электрических
сетей, а напряжения генераторов и вторичных обмоток трансформаторов — на
5-10% больше для компенсации падения напряжения в сетях. Наиболее
широко употребляемые номинальные напряжения электродвигателей: для
двигателей постоянного тока ПО, 220 и 440 в, для генераторов постоянного
тока 115, 230 и 460 в, для двигателей переменного тока и первичных
обмоток трансформаторов 220, 380, 660 б и 3, 6, 10 кв, для генераторов и
вторичных обмоток трансформаторов 230, 400, 690 в и 3,15; 6,3; 10,5; 21
кв (для вторичных обмоток трансформаторов также 3,3; 6,6; 11 и 22 кв).
Из более высоких напряжений для первичных обмоток трансформаторов
стандартными являются 35, 110, 150, 220, 330, 500 и 750 кв и для
вторичных обмоток 38,5; 121; 165; 242; 347; 525 и 787 кв.
В России, как и в большинстве других стран мира промышленная частота
тока равна 50 гц, поэтому большинство машин переменного тока также
создается на 50 гц. В США и др. странах Америки промышленная частота
тока равна 60 гц. Для различных специальных назначений
(электротермические установки, устройства автоматики и др.) используют
также электродвигатели с др. показателями частоты тока.
По мощности электродвигатели делятся на следующие группы:
- до 0,5 квт – электродвигатели весьма малой мощности, или микроэлектродвигатели;
- 0,5 – 20 квт – электродвигатели малой мощности;
- 20 – 250 квт – электродвигатели средней мощности;
- более 250 квт — электродвигатели большой мощности.
Эти границы между группами в некоторой мере условны.