Электродвигатель – это устройство, в котором электрическая энергия преобразуется в механическую. 
  
  
      
Принцип действия
  
 
 В основе работы электродвигателей лежит принцип электромагнитной индукции.
 Электродвигатель включает в себя статор (неподвижную часть) и ротор 
(якорь, если мы имеем дело с машиной постоянного тока)(подвижную часть).
 При помощи электрического тока (либо постоянных магнитов) в 
электродвигателе возникают неподвижные и/или вращающиеся магнитные поля.
  
 
Статор – это неподвижная, обычно внешняя часть 
электродвигателя. Функции статора зависят от типа электродвигателя: он 
способен как генерировать неподвижное магнитное поле и состоять из 
постоянных магнитов и/или электромагнитов, так и создавать вращающееся 
магнитное поле и состоять из обмоток, питаемых переменным током.
 
    
Ротор – это подвижная, обычно расположенная внутри статора, часть электродвигателя. 
Может содержать в себе:
  - постоянные магниты;
- обмотки на сердечнике, через которые протекают электрические токи (подключаемые через щёточно-коллекторный узел);
- короткозамкнутую обмотку («беличье колесо»/«беличья клетка»), токи в которой возникают под действием вращающегося магнитного поля статора).
 
Благодаря взаимодействию магнитных полей ротора и статора в 
электродвигателе возникает вращающий момент, который приводит в движение
 ротор двигателя. Так происходит преобразование электрической энергии, 
подаваемой на обмотки двигателя, в механическую энергию вращения. Данная
 энергия используется с целью привода механизмов в движение.
  
Подробнее об электродвигателях
  
 
Отличительной чертой электродвигателей является свойство обратимости:
 любой электрический генератор способен выполнять задачи двигателя и 
наоборот, а в любом трансформаторе и электромашинном преобразователе 
электрической энергии направление преобразования энергии можно изменить 
на обратное. Несмотря на это каждая вращающая машина, как правило, 
создана только для одного режима работы (например, в качестве двигателя 
или генератора). Таким же образом одна из обмоток трансформатора играет 
роль приемника электрической энергии (первичная обмотка), а вторая 
отвечает за отдачу энергии(вторичная обмотка). Это дает возможность 
наилучшим образом адаптировать электродвигатель для заданных условий 
работы и максимально выгодно использовать материалы, т.е. добиться 
наибольшей мощности на единицу веса электродвигателя. Процесс преобразования энергии в электродвигателях неразрывно связан с
 ее потерями, порожденными перемагничиванием ферромагнитных сердечников,
 прохождением тока через проводники, трением в подшипниках и о воздух и 
т. д. В связи с этим мощность, потребляемая электродвигателем, всегда 
выше отдаваемой мощности, а КПД – меньше 100%. Несмотря на это 
электродвигатели в сравнении с тепловыми и другими видами машин, 
считаются вполне совершенными преобразователями энергии с достаточно 
высокими КПД. Например, в самых мощных электродвигателях КПД достигает 
98-99,5%, а в электродвигателях мощностью 10 вт. КПД принимает значения 
20-40%. Такие высокие показатели КПД при столь низких мощностях 
недостижимы в других видах машин. Электродвигатели получили широкое распространение благодаря целому 
ряду своих достоинств, таких как: высокие энергетические показатели, 
удобство подачи и отдачи энергии, возможность выполнения 
электродвигателей самых разных мощностей, скоростей вращения и, в 
довершение всему, удобство обслуживания и легкость в обращении. Энергия, теряемая в электродвигателях, приводит к нагреванию 
отдельных их частей. Для того чтобы электродвигатель прослужил как можно
 дольше, нагревание должно быть ограничено. Наиболее подвержены 
нагреванию электроизоляционные материалы, и в зависимости от их качества
 – задаются допустимые уровни нагревания электродвигателей. Также 
необходимо позаботиться о создании хороших условий отвода тепла и 
охлаждения электродвигателей. С повышением нагрузки электрической машины увеличиваются потери 
энергии, растет уровень нагревания машины. В связи с этим максимальная 
мощность нагрузки машины определяется в зависимости от допустимой 
величины ее нагревания, а также от механической прочности отдельных ее 
частей, условий токосъема на скользящих контактах и т.д. Напряженность 
режима работы электродвигателей переменного тока по отношению к 
электромагнитным нагрузкам (величине магнитной индукции, плотности тока и
 т.д.), потерям энергии и нагреванию определяется не активной, а полной 
мощностью, т.к. величина магнитного потока в машине зависит от полного 
напряжения, а не от его активной части. Полезная мощность, 
предусмотренная для электрической машины, носит название номинальной. 
Остальные величины, которые также характеризуют работу электродвигателя 
при данной мощности - также называются номинальными. Среди них 
номинальные ток, напряжение, скорость вращения, КПД и др. величины(для 
машины переменного тока – номинальные частота и коэффициент мощности). Основные номинальные величины прописываются в паспортной таблице,
 прикрепленной к машине. Считается, что номинальной мощностью у 
двигателя служит полезная мощность на его валу, а у генератора – 
электрическая мощность, отдаваемая с его выходных зажимов. Тем временем 
для генераторов переменного тока дается или полная, или активная 
номинальная мощность. Все технико-экономические данные и требования для 
электрических машин устанавливаются в России государственными 
стандартами (ГОСТ) на электродвигатели. Номинальные напряжения электродвигателей сопоставлены в ГОСТ 
стандартным номинальным напряжениям электрических сетей. В то же время 
номинальные напряжения электрических двигателей и первичных обмоток 
трансформаторов считаются равными стандартным напряжениям электрических 
сетей, а напряжения генераторов и вторичных обмоток трансформаторов — на
 5-10% больше для компенсации падения напряжения в сетях. Наиболее 
широко употребляемые номинальные напряжения электродвигателей: для 
двигателей постоянного тока ПО, 220 и 440 в, для генераторов постоянного
 тока 115, 230 и 460 в, для двигателей переменного тока и первичных 
обмоток трансформаторов 220, 380, 660 б и 3, 6, 10 кв, для генераторов и
 вторичных обмоток трансформаторов 230, 400, 690 в и 3,15; 6,3; 10,5; 21
 кв (для вторичных обмоток трансформаторов также 3,3; 6,6; 11 и 22 кв). 
Из более высоких напряжений для первичных обмоток трансформаторов 
стандартными являются 35, 110, 150, 220, 330, 500 и 750 кв и для 
вторичных обмоток 38,5; 121; 165; 242; 347; 525 и 787 кв.
 
  
 В России, как и в большинстве других стран мира промышленная частота 
тока равна 50 гц, поэтому большинство машин переменного тока также 
создается на 50 гц. В США и др. странах Америки промышленная частота 
тока равна 60 гц. Для различных специальных назначений 
(электротермические установки, устройства автоматики и др.) используют 
также электродвигатели с др. показателями частоты тока. 
  
  
По мощности электродвигатели делятся на следующие группы: 
  
  
  - до 0,5 квт – электродвигатели весьма малой мощности, или микроэлектродвигатели;
- 0,5 – 20 квт – электродвигатели малой мощности;
- 20 – 250 квт – электродвигатели средней мощности;
- более 250 квт — электродвигатели большой мощности. 
    
    
 
Эти границы между группами в некоторой мере условны.