На статоре однофазного двигателя имеются две обмотки: (U1, U2) и
вспомогательная (Z1, Z2), которые еще называют главной и пусковой фазой.
Вспомогательную назвали пусковой за то, что она включается только на
время пуска двигателя.
Правое вращение (условно)
Левое вращение (условно)
Однофазные двигатели работают только от однофазных сетей. А самое
широкое распространение имеют те двигатели, обе фазы (обмотки) которых
постоянно включены. В этом случае принято двигатели называть двухфазными
согласно принципу их действия. Однако поскольку их включают в
однофазную сеть, то вспомогательная фаза таких двигателей имеет
постоянно включенный конденсатор. Именно поэтому их называют однофазными
конденсаторными двигателями.
Роторы всех типов однофазных двигателей, в том числе и конденсаторных, обычно являются короткозамкнутыми.
Пусковая фаза однофазного электродвигателя обычно имеет большую
токовую плотность. При этом она включается только во время пуска, а при
достижении скорости, «размер» которой близок к номинальному, должна
отключаться. Время ее нахождения под действием тока должно быть строго
ограничено. Если приводить пример, то наиболее явным и понятным будет
пример микроэлектродвигателя серии АОЛБ и АОЛГ, пусковая обмотка
которого не может быть под током больше трех секунд во избежание
перегрева. При этом частые пуски также могут привести к тому, что
пусковая обмотка перегреется и двигатель выйдет из строя. Стоит
заметить, что для однофазных микродвигателей допускается не более трех
пусков подряд из холодного и одного из горячего состояния, при
соблюдении условия нахождения обмотке под током при пуске не больше 3-х
секунд.
Отключение пусковой обмотки осуществляется с помощью центробежного
или кнопочного выключателя, реле максимального тока, биметаллического
теплового реле и других похожих устройств. Для того, чтобы изменить
направление вращения однофазного электродвигателя необходимо переключать
выводы одной из статорных фаз.
В зависимости от типа пускового элемента, который включается во
вспомогательную фазу, однофазные двигатели подразделяются на два типа:
двигатели с пусковым сопротивлением и двигатели с пусковой емкостью.
Пусковое сопротивление делится на внешнее (расположенное вне обмотки
двигателя и подключенное к ней последовательно) и внесенным (такие
двигатели обычно называют двигателями с повышенным сопротивлением
пусковой фазы). В последнем случае пусковую обмотку выполняют с
бифилярными катушками проводом уменьшенного сечения.