Сегодня
наиболее распространенными являются асинхронные трехфазные взрывозащищенные
двигатели, имеющие короткозамкнутый ротор. Они предназначаются для
использования в приводах механизмов в химической, нефтедобывающей и газовой
промышленности, а также в смежных с ними промышленных отраслях, где чаще всего
образовываются взрывоопасные газовые смеси. Очень важно, чтобы в условиях
угольных и сланцевых шахт, также использовались взрывозащищенные двигатели.
Взрывоопасные
двигатели должны в обязательном порядке иметь сертификаты ГОСТ стандартов.
Соединение в "звезду"
Соединение в "треугольник"
Такие
двигатели могут иметь один или два конца вала. Коробка выводов располагается
сверху и имеет три силовых зажима, с помощью которых двигатель подключается к
сети, и опорный изолятор, который еще называют нулевой точкой. Коробка выводов
может быть повернута на 180 градусов относительно плоскости установки. Также
допускается ввод кабелей и проводов с жилами из меди и алюминия.
Взрывозащищенные двигатели подключаются к приводному механизму с помощью
эластичной и зубчатой муфт.
Конструкция
таких двигателей исключает возможность образования искр, ен только в наружных
его областях, но также и во внутренних, не исключая вращающиеся узлы и детали.
Механизмы, работающие на взрывозащищенных двигателях (обычно это насосы),
комплектуются торцевыми уплотнениями.
Взрывозащищенность
электродвигателей обеспечивается тем, что их электрические части заключаются во
взрывонепроницаемую оболочку, которая выдерживает давление взрыва внутри и тем
самым исключает его передачу во внешнюю взрывоопасную среду. А
взрывозащищенность места ввода кабеля достигается за счет использования
специальных уплотняющих эластичных колец.
Схемы подключения двигателей с термодатчиками
Соединение в "звезду" и в
Взрывозащищенные
электродвигатели необходимо заземлять. Сделать это можно с помощью внутренних и
наружных заземляющих зажимов. При этом следует следить за тем, чтобы между
токоведущими частями и заземленными элементами было соблюдено соответствующее
расстояние и электрозазоры.
Взрывозащищенные
электродвигатели предназначены для работы под током в 50 Гц и напряжением
220-660 вольт. Подключаются они по схемам «звезда» (концы обмоток соединены
вместе, в одной точке, а на начала обмоток подается трехфазное напряжение) и
«треугольник» (обмотки двигателя соединяются последовательно, так, чтобы конец
одной обмотки соединялся с началом другой).
Конструкция
электродвигателя:
- статор
– корпус из литого серого чугуна, внутри которого находиться сердечник из
листов электротехнической стали, а в его пазы уложена обмотка, класс
нагревостойкости которой – F, согласно
ГОСТу.
- подшипниковые
щиты (крепятся к статору болтами), крышки, коробка выводов, детали
кабельного ввода – все это изготавливается из литого серого чугуна.
- роток
короткозамкнутый – состоит из сердечника, который в свою очередь
нашихтован из листов электротехнической стали, залитого алюминием и
напрессованного стальной вал.